Рубрика: Неизвестное в известном.

Вахтанский историко-природный музей.
Рубрика: Неизвестное в известном.

ОТ ПЕРА ДО РУЧКИ

Добрый день дорогие друзья! Сегодня мы знакомим вас с экспонатами нашего музея. Старый предмет оживляет его история. У каждого предмета она своя. Наша история о полезных вещах, и одной из них будет «от пера до ручки».
Оказывается, что первыми средствами для письма были палка и камень. Палкой можно было рисовать на песке, а камнем – на скале.
6 тысяч лет назад люди стали использовать для письма смоченные глиняные дощечки. При этом ручкой служила деревянная палочка или кость животных. Человек брал дощечку с гладкой поверхностью и палочкой выдавливал на ней текст.
Глиняные таблички были хрупкими, тяжелыми, и люди стали искать другой материал для письма.
Римляне придумали письмо по воску. Воск (парафин) заливался в деревянные дощечки, застывал, и по нему писали металлической палочкой с заострённым концом – стиллусом.
Писать на восковой дощечке не очень удобно. Процарапывая парафин, сверху появляется восковая стружка, и её надо было постоянно убирать.
 Но, тем не менее, письмо по воску (парафину) просуществовало почти 200 лет, пока люди не изобрели пергамент – материал для письма, изготовленный из кожи животных.
Именно в это время появилась предшественница всех ручек – кисть. В Китае кисти делали из шерсти верблюда или крыс. А древние греки для изготовления кисти использовали стебли растений.

Гусиное перо
Первая древняя ручка, пишущая чернилами, была так же сделана из стебля. Для этого брали стебель бамбука или тростника. Один конец его срезами под острым углом и всё – ручка готова, её обмакивали в чернила и писали.
Ещё через 200 лет (в 8 веке н.э.) люди додумались, что тростинку можно заменить птичьим пером. Его удобнее держать, и служит оно дольше.
Люди пробовали использовать перья разных птиц, но лучше всего для письма подошли перья гусей.
Чтобы перо хорошо писало, его надо было обжечь в горячем песке, чтобы оно стало сухим и жёстким, а потом кончик заострить ножом.
Гусиными перьями люди писали до конца 18 века, т.е. в течение 1000 лет.
Писать пером было очень необычно. Его постоянно приходилось обмакивать в чернила, потому что их на пере не хватало даже для написания одного слова. А если сильно обмакивать перо в чернила, то их излишки стекают по нему и оставляют на бумаге жирные кляксы.
К тому же гусиные перья быстро тупились и ломались. Их постоянно приходилось чинить – заострять кончик маленьким складным ножичком. Поэтому такие ножи стали называть перочинными.

Перьевая ручка
В начале 19 века на смену гусиному перу пришло перо металлическое. Оно было намного прочнее и его не надо было постоянно чинить. Пёрышко надевалось на деревянную палочку со специальным креплением. Такими ручками писали в школе наши бабушки и дедушки.
Писать таким пером не так - то просто. Буквы получались неровными – то тонкими, то толстыми. Чернила иногда растекались и пропитывали бумагу насквозь. Перо царапало листок, порой до дырки. При этом сильно пачкались руки.
Следующим этапом развития ручки стало изобретение «вечного пера» или авторучки. Такую ручку не надо было макать в чернильницу, потому что в её корпус была встроена ёмкость с чернилами.
Писать авторучкой легко, потому что без особого нажима след от чернил остаётся ярким и чётким. Если стараться, то буквы при письме получаются ровными и красивыми. Руки при этом пачкались не так сильно. Главный недостаток такой ручки в том, что заправленных чернил хватает ненадолго и ручку часто приходится часто заправлять.

Шариковая ручка.
В конце 19 века американец Джон Лауд впервые придумал авторучку с вращающимся наконечником. Вместо пера он использовал тонкую трубочку с шариком на конце – стержень. Трубочка заполнялась чернилами, а шарик, вращаясь, переносил чернила на бумагу. Но в то время чернила были очень жидкими и часто просто вытекали из стержня. Поэтому эти ручки долго никто не использовал.
Только спустя 40 лет, венгерский журналист Ласло Биро изобрел шариковую ручку такой, какой она сейчас есть. Чернила в ней густые, быстро сохнут и не текут.
Шариковая ручка имеет явные преимущества перед перьевой:
• её не надо заполнять чернилами;
• одного стержня хватает на столько же, на сколько хватает целой бутылочки чернил для перьевой авторучки.
Но есть у шариковой ручки и недостаток – писать ей надо с нажимом, а от этого рука быстро устаёт.  
Чтобы убрать этот недостаток, современные производители ручек придумали новый вид чернил – гелевые. Отсюда и появилось название – гелевая ручка.
Письмо такими чернилами мягкое, чёткое и гибкое. К тому же гелевые чернила могут быть самых разнообразных оттенков. Однако, стержня гелевой ручки тоже хватает ненадолго, а паста такая густая и яркая, что просвечивает через бумагу.

Так продолжается история вещей, давняя история от пера до ручки. В фондах нашего музея храниться чернильный прибор и ручка из органического стекла Березина Павла Севастьяновича. Возможно именно этой ручкой известный краевед написал свои рукописи, которые мы бережно храним в нашем музее и по сей день.

Раздел новостей