Управление защищает права потребителей жилищно-коммунальных услуг в рамках своих полномочий

В связи с изменениями, внесенными в Федеральный Закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» количество мероприятий, проведенных специалистами Управления,  по контролю  предприятий, оказывающих услуги в жилищно-коммунальной сфере в 2017 году снизилось более чем в 2 раза, при этом количество плановых проверок снизилось на 12%, а количество внеплановых проверок  более, чем в 3 раза.  Следует отметить рост выявленных правонарушений на 15%, с 251 в 2016 году до 289 в 2017г.

По итогам проведенных проверок и административных расследований в 2017 году было возбуждено административное производство в  95 случаях,  выдано  30 предписаний о прекращении нарушений   и  86 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях   количество  решений о наложении штрафов и вынесении предупреждений возросло на 19% с 72 в 2016г. до 86 в 2017г., при этом, рост предупреждений составил 80%, в то время как количество штрафных санкций снизилось на 6%. Сумма наложенных штрафов в 2017году составила 577,7 т.р. (в 2016г. -268,5т.р.)

Причинами обращений потребителей в сфере ЖКХ послужили:

-некачественное оказание коммунальных услуг;

-нарушение применения нормативов и тарифов при начислении платы за услуги ЖКХ;

 - размер  платы по строке «содержание и ремонт», «ОДН», «капитальный ремонт»;

-взимание платы за не оказанные услуги;

-необоснованный отказ в пересчете платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия потребителя;

-предоставление неполной (недостоверной) информации об исполнителях и оказываемых услугах (отсутствие на досках объявлений, расположенных в помещениях исполнителя, а также в подъездах жилых домов, сведений о размерах тарифов на коммунальные услуги и реквизитах нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы, адресов и номеров телефонов диспетчерской или аварийно - диспетчерской служб, параметров качества предоставления коммунальных услуг, и т.д.);

-необоснованное включение в платёжный документ статей расходов, не предусмотренных нормативными документами;

-ненадлежащее содержание жилья, не проведение ремонтных работ по содержанию общего имущества;

-отказ в принятии индивидуальных приборов учета для использования в расчетах исполнителем;

В ходе проведения обследований хозяйствующих субъектов при оказании жилищно-коммунальных услуг проверялись следующие вопросы в части соблюдения законодательства о защите прав потребителей:

 - предоставление необходимой и достоверной информации в полном объёме об исполнителе услуг и предоставляемых услугах при заключении договора и в договоре;

- наличие в договорах условий, ущемляющих права потребителей;

-обман потребителей;

       На фоне позитивной судебной практики разрешения споров Управление продолжает работу по обеспечению судебной защиты прав потребителей в сфере оказания услуг ЖКХ  в рамках гражданского судопроизводства. По трем заключениям по делу, данным Управлением в пользу потребителей,  судами присуждено 26.0 т.р., в т.ч. 1,0т.р. компенсация морального вреда. Иски, поданные в защиту прав потребителей, в том числе 2 в защиту неопределенного круга потребителей, удовлетворены судами в полном объеме.