"Воспоминания через 43 года"

11 апреля ежегодно отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
Сегодня Шахунский музей публикует отрывок из рукописной тетради "Воспоминания через 43 года", которая хранится в семье дочери Александра Михайловича Пшеницына, уроженца д. Ершово Шахунского района, пережившего фашистский плен. На тот момент ему было всего 21 год. И только через 43 года после начала тяжелейших испытаний, бывший узник решил рассказать потомкам всю правду о том, как нацисты обращались с пленными советскими солдатами. Полный текст рукописи будет опубликован в готовящемся издании "Великая Отечественная война в воспоминаниях, письмах, фотографиях и документах". Благодарим Галину Александровну Смирнову за предоставленные материалы.
ВОСПОМИНАНИЯ ЧЕРЕЗ 43 ГОДА 
(пунктуация и орфография сохранены):
"... всех русских погрузили на поезд и увезли в город Ораниенбург там находился концентрационный лагерь под названием «Заксенхаузен». Когда привезли нас в лагерь поставили лицом к стене по команде смирно стояли часа 2 (два). Стены метра 3 вышиной по стенам протянута в три ряда проволока, под электронапряжением и по всей стене видно вмонтировано битое стекло за которую невозмешся и витки колючей проволоки у стены. 
Повели в барак заставили переодеться в лагерную форму полосатую. Где нашили номера на рубашке, халате и брюках и красный треугольник т.е. за политику и одна буква немецкая означающая что это русский (R) после этого повели в карантин загорожено железной сеткой, поместили в барак и этих людей ежедневно гоняли по плацу который в окружности 800 метров разбит на стометровые участки, чтоб эта дорога была с разными препятствиями т.е. вода, грязь, щебень, камни, грунтовая дорожка, асфальт и т.д. Дают каждому по мешку с песком или щебнем и вот носи весь день по этой дорожке и заставляют Катюшу петь. А у нас рот неразевается и в глазах темно и желто. И так продолжалось 15 дней. Один раз ускользнул от прогулки там команду набирали куда-то работать, вот и я решил там кричат команда «декучграбенс» антретен вот и пристроился решил что-нибудь на работе раздобыть поесть — травы или может лягушку поймаю или еще что-нибудь, а там заставили копать, грузить песок на вагоны площадки насыплем, за 200 м. отвезут и опять скидывай и весь день не распрямись, как распрямился так стреляют и вот только промеж ног смотриш где ходит конвой. И вот так весь день в наклонку. Ничего лучшего невыгадал. 
После карантина поселили в другой барак где там кишит людей и переспать ночь негде где-нибудь на корточках да на ногах постоиш. Вечером проверка стоишь до 11 час. в строю а потом заставят присесть руки вытянуть и прыгать вприсядку а мы неможем как прыгнул так и упал, а им это нужно и давай каждого выхаживать палкой как будто ты нехочеш подчиняться. И так продолжалось каждый день. На плацу т.е. площади проходили все казни вешали на виселицу пороли от 25-50 ударов по человеку делали, на смерть запарывали. Станок такой сделан в котором пороли, привяжут ремнями голову, руки, ноги и начинают хлестать специальной палкой резиновой или специальные розги. И это можно видеть каждый день в этом лагере было 200000 человек, а осталось 35000 чел. крематорий день и ночь работал, людей жгли, из трубы все время валил черный дым - смрад по лагерю проносится. Мне приходилось бывать там два раз. Первый раз нас около сотни человек повели к этому крематорию. Я до тово перепугался что сердце вот-вот выскочит из груди, думаю сейчас моя душенька полетит через трубу. Ноги так и подкашивает вот-вот упаду. А там у крематория в небольшом подвале ведут расстрел узников, а затем жгут. 
Рядом у крематория лежит куча обуви. Я ни одной скирды соломы на поле невидел как тут, громадная. куча обуви лежит, всякой мужской и женской всяких фасонов. Я непомню что нас заставили делать я дрожал от страха. Я незнал что это происходит стоиш без ума. Но прошло все благополучно..."

Раздел новостей