Начинаем серию публикаций по истории улиц нашего города.

Сегодня это улица Коминтерна.
Самая старая улица Шахуньи. Ее судьба связана с железной дорогой, и была заложена еще до революции 1917 года, поэтому была чисто железнодорожная.
Появление первых рабочих поездов совпало с годами становления Советской власти в наших местах. Сюда из любопытства посмотреть на «чугунку» приезжали мужики с семьями за десятки километров. Завидев клубы дыма и услышав гудки паровоза, люди страшно пугались и с визгом бросались в стороны, а лошади опрометью неслись в поля, срывая телеги с курков... Вот так в здешний край «ворвался» технический прогресс.
До конца 1918 года здесь не было жилых помещений. И только начиная с 1919-20 годов на станцию стали прибывать специалисты-строители и подвозить стройматериалы.
Улицу начали застраивать зданиями одного типа и одинаковой архитектуры. Дома возводились в строгом порядке из дерева, но бараков никогда не было, их здесь строить запрещалось. Жилые и служебные здания располагались параллельно железной дороге своим фасадом к путям. Заботились о хорошем виде, который должен открываться с проходящих поездов.
Так как улица была самая первая, красивая, великолепно озелененная, она получила название Коммунистического Интернационала - Коминтерна. Протяженность ее два километра.
Первой застройкой можно считать контору ПЧ (служба пути), здание Школы рабочей молодежи, где первое время размещался вокзал и служба связи. От здания ШРМ до сегодняшней металл-площадки улица была не застроена, и долгое время стоял лес. Здесь находилось временное паровозное депо, мастерские склада топлива и два сейчас крайних дома к речке Черная.

Самый первый вокзал в Шахунье был построен в начале 1920 года. Чуть позднее его переоборудовали под службу «Скорой помощи».
В 1924 году между депо и мастерскими был построен зерновой склад. В этом здании впервые в Шахунье в 1927 году был размещен Магазин ТПО (транспортное потребительское общество). В 1929 году в этом же здании разместилась первая в Шахунье столовая, впоследствии переделанная под жилье.
В 1925 году и последующие годы застраивалась пустующая часть улицы. Первым зданием была контора депо. В этом здании с 1928 года до постройки Дома советов с восточного конца размещался Поселковый совет (председатель Коленцов И.А.). После в этом помещении была техническая библиотека, а в дальнейшем это здание передали под жилье.
Улица долгое время была односторонней. Здесь в 1926 г. началось строительство вокзала, и в 1927 году он был сдан в эксплуатацию. Впоследствии к вокзалу был пристроен ресторан, служебное помещение дежурного по станции, кассы и т.д. (1 фото)

Позднее были построены путейские мастерские, гаражи службы связи и блокировки, база ОРСа, почта, автостанция, столовая, пригородная пассажирская площадка. (2 фото)

Такими были дороги...  (3 фото)

Занимались благоустройством в основном молодые железнодорожники. Улица Коминтерна утопала в зелени и цветах. Люди разводили сады и участвовали в смотрах за образцовое содержание дворовых территорий.
Улица хорошела… Проезжую часть от вокзала до Лесхоза замостили торцом. Торцовая, правда, не так долго просуществовала, а в послевоенное время в 1950-х годах была заасфальтирована, и сейчас эта часть улицы с большим автомобильным движением.
В 1982 году был снесен дом, где последнее время размещалось ПМК. В этом доме до постройки второго здания Узловой больницы размещалась поликлиника.     

В конце 1980-х улица застроилась многоэтажными каменными домами, деревянные дома в восточной части снесли. (4 фото)

Многое изменилось, и теперь мы видим улицу Коминтерна более современной, благоустроенной и с новым красивым вокзалом.

Статья подготовлена по материалам рукописи почетного железнодорожника, краеведа и старожила города Шкаликова И. В. и сборника «Как это было» Тобольцевой Л. Л. 2018 г.

https://ok.ru/profile/564845322225/statuses/151620785470449

https://vk.com/@-162311730-ulochki-shahunskie

 

Раздел новостей