Вахтанский историко-природный музей. К 800-летию Нижнего Новгорода.

История одного музейного предмета.

Портрет.

В начале этого года пришла в музей жительница нашего поселка Лебедева Наталья Алексеевна, сразу можно сказать, человек к творчеству не безразличный. Поговорив о том, о сем, Наталья Алексеевна рассказала, что работала техником по благоустройству в Подмосковье. Однажды, в куче мусора, она обнаружила фотографию, которая привлекла ее внимание. Впоследствии, выйдя на пенсию, Наталья Алексеевна вернулась на Вахтан, в свой родной поселок и привезла находку с собой. Так нам была подарена старинная фотография на паспарту, обозначенная надписью тиснением «М. Дмитриевъ Н. Новгород» и оттиском многочисленных наград фотографа.

Изучая, поступивший к нам предмет, сопоставив факты мы пришли к выводу, что это очень редкий и ценный фотопортрет, выполненный знаменитым фотографом, публицистом и фотолетописцем- Максимом Петровичем Дмитриевым.

Подробнее о М.П. Дмитриеве мы узнали из книги- альбома «На рубеже двух веков. Нижегородское Поволжье и Волга в фотографиях М.П. Дмитриева. Вот некоторые отрывки из этой книги.

«В начале февраля 1886 года открылась в Нижнем Новгороде новое фотографическое ателье. Расположилось оно на бойком месте, в двух шагах от Большой Покровки. Задумано дело было, сразу видно, умно и с размахом, на широкую, так сказать ногу и публике пришлось по душе. Еще при входе в ателье будущий клиент видел образцы работы мастера в большой стеклянной витрине. Отлично выполненные фотографии самых разных сюжетов и размеров- пейзажи, сценки, портреты- были развешаны и вдоль высокой крутой лестницы, по которой посетители поднимались на второй этаж, в залитый светом стеклянный павильон. Располагал к себе и сам хозяин- среднего роста, с окладистой русой бородой и внимательным приветливым взглядом, - уверенно орудовавший огромной деревянной фотокамерой. Свои фото, заказчики получали наклеенными на фирменные паспарту из бристольского картона с золотым тиснением. Россыпь медалей всемирных фотовыставок украшали паспарту с надписью «М.П. Дмитриевъ».

Большая часть творчества фотографа прошла в Нижнем Новгороде, куда он приехал в 1877 году и работал в мастерской Андрея Осиповича Карелина. В 1886 году он открыл собственную мастерскую, которая находилась на улице Осыпная, ныне ул. Пискунова, в доме госпожи Пальцевой, второй дом от угла.
Нижний Новгород Максим Петрович полюбил всей душой. На берегах великой русской реки Волги, в полной мере раскрылся его талант, здесь он получил мировую известность фотохудожника и публициста.

В фотографиях М.П. Дмитриева с точностью запечатлена история Нижегородского Поволжья XIX-XX веков. Им созданы целые тематические циклы: о бурлаках, сельских торжках, лошкарях-заволжанах, жителях скитов, рабочих фабрик и заводов.

«Пожалуй, не было в центральной части города колокольни, слухового чердачного окна высоких зданий или просто строительных лесов, на которые не поднимался бы со своей громоздкой и тяжелой аппаратурой Максим Петрович.
Его интересовало буквально всё: и Нижегородский каменный кремль, и древняя церковь Иоанна Предтечи на торгу, и причудливые формы деревянной кофейни у Георгиевской башни на Откосе и новый Ромодановский вокзал железной дороги, связавший Нижний Новгород с Арзамасом и Сызранью. Емкие по содержанию и прекрасно выполненные технически, фотопанорамы М.П. Дмитриева, исторических мест и отдельных памятников Нижнего Новгорода, в условиях повышенного интереса к российским древностям, получили широкое распространение даже среди простых обывателей.»

В 1889 году работы М.П. Дмитриева впервые появились на фотографических выставках в Москве, Петербурге и Одессе, посвященных 50-летию светописи. В 1890 году на Одесской фотовыставке он получил медаль Императорского технического общества, а в 1891 году- почетный диплом и золотую медаль на международной выставке в Брюсселе. В 1892 году на выставке в Париже он удостаивается золотой медали в номинации «Профессиональная художественная фотография». Его работы были отмечены высокими наградами на выставках в Амстердаме, Чикаго и Нью-Йорке.

В этом же году, знаменитым художником готовится к выпуску альбомом в фотографиях «Неурожай 1891-1892 год в Нижегородской губернии», о бедствии постигшем Поволжье в связи с небывалой засухой, дотла спалившей все посевы и обрекший крестьян на голод. Вслед за этим горем на народ обрушились эпидемии холеры и тифа. Жертвуя материальные средства для погибающих людей, Максим Петрович отправлялся в самые отдаленные уголки Нижегородской губернии. Фотографировал, не боясь заразится смертельной болезнью. Так он помог привлечь внимание властей и всей страны к бедствующему крестьянству.

Многообразная жизнь Нижегородского края стала главной линией творчества Максима Петровича Дмитриева. «Нет ни одной, посвященной истории Нижегородского-Горьковского края книги, где бы не занимали самое почетное место «свидетели» далеких прошлых лет- фотографии М. П. Дмитриева. Нет ни одной музейной экспозиции, посвященной А. М. Горькому, Ф.И. Шаляпину, революционному пролетарскому движению или дореволюционному крестьянству, чтобы в них не использовались работы нижегородского мастера фоторепортажа».

В этом году славный город Нижний Новгород отмечает 800-лет со дня основания. Город Максима Горького и Ивана Кулибина, Милия Алексеевича Балакирева и Валерия Чкалова и, конечно, Максима Петровича Дмитриева- выдающегося русского фотографа конца XIX- первой половины XX веков, основоположника жанра публицистической фотографии, получившей мировое признание.

Раздел новостей