Дистанционная торговля. Плюсы и минусы

 


 

 

 

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области обращает внимание на наиболее часто встречающиеся нарушения правил продажи товаров дистанционным способом:

- потребителю предоставлялась недостоверная информация о товаре, в связи с чем он был введен в заблуждение относительно потребительских свойств товаров, что не обеспечивает возможность их правильного выбора;

- отсутствие сведений об адресе (месте нахождения) продавца, что практически затрудняет решение вопросов, связанных с последствиями продажи товаров несоответствующих заявленным требованиям, а также в случаях обнаружения в товаре недостатков;

- нарушение прав потребителей при удовлетворении отдельных требований, связанных с исполнением договора розничной купли-продажи товара дистанционным способом.

Так как в последние годы продажи товаров дистанционным способом завоевывают все большую популярность, хотелось бы обратить внимание потребителей на особенности данного вида торговли.

Наиболее распространенными являются:

- продажи по каталогам;

- телемагазины;

- интернет-магазины.

Здесь, конечно, есть свои преимущества: нет необходимости тратить время и силы на утомительные походы по магазинам, не выходя из дома в сети Интернет либо по имеющимся каталогам можно подобрать себе одежду, технику, подарки близким.

Однако при дистанционной продаже покупатель находится в худшем положении по сравнению с тем, кто может сам рассмотреть товар или его образец.

Отличие этого способа продажи товара от других видов продаж состоит в том, что при заключении договора потребитель лишен возможности прямого контакта не только с самим товаром, но и с его образцом. Договор при таком способе заключается на основании ознакомления потребителя

с предложенным продавцом описанием товара в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными сугубо бесконтактными способами.

В этой связи необходимо помнить, что при таком способе продажи продавец должен предоставить весь необходимый объем информации о товаре, его изготовителе и продавце, а также о порядке и сроках возврата товара, причем потребитель информацией должен быть обеспечен до заключения договора и в момент передачи товара.

Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.

Между заключением договора купли-продажи и доставкой товара потребителю проходит некоторое время. Поэтому у потребителя есть право на односторонний отказ от исполнения договора в любое время до передачи товара и в течение 7 дней после его передачи.

Если же продавец в момент доставки товара в письменной форме не предоставил покупателю информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, право на отказ от товара сохраняется в течение трех месяцев с момента его передачи. При этом возврат товара надлежащего качества обусловлен сохранением его товарного вида и потребительских свойств.

Особенностью дистанционной продажи является и то, что при отказе от товара возврат денежных средств потребителю производится с учетом удержания расходов на доставку товара.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом установлены положениями, предусмотренными статьями 18-24 Закона РФ "О защите прав потребителей". При наличии споров имущественного характера в случае неудовлетворения продавцом требований потребителя добровольно соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ и пункта 1 статьи 17 Закона, защита нарушенных прав потребителей осуществляется судом.

Со своей стороны Территориальный отдел  Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области может вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу до принятия решения судом первой инстанции.