4 октября 2017 года – 85 лет Гражданской обороне России


 

 

 

Организация по подготовке к защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, берёт своё начало в России со времён Первой мировой войны, когда в военных действиях нашла применение боевая авиация.

После участившихся вражеских налётов авиации на тыловые объекты в России стали разрабатывать меры по недопущению налётов «воздухоплавательных средств противника» на нашу территорию.

Однако не только появление авиации, но и ещё одно очень важное событие, происшедшее в период Первой мировой войны, заставило правительства воюющих сторон всерьёз задуматься над проблемой обеспечения безопасности тыла. Этим событием было применение в ходе боевых действий химического оружия. 22 апреля 1915 года 4-я германская армия против англо-французской позиции у Ипра впервые применила газобаллонную атаку. В результате газовой атаки было отравлено 15 тысяч человек, из которых свыше 5 тысяч умерли на поле боя, а половина оставшихся в живых стали инвалидами.

Таким образом, Первая мировая война предопределила создание новых структур по защите войск, населения и территории тыловых пунктов от опасностей, вызванных военным противостоянием.

Меры по укреплению противовоздушной и противохимической обороны нашей страны принимались после установления в России в 1917 году новой власти.

Начиная с 1928 года развитие воздушно-химической обороны страны стало носить более целеустремлённый характер. 11 июня этого года в СССР было принято постановление «О противовоздушной обороне важнейших пунктов, расположенных в угрожаемой по воздушным нападениям полосе СССР», которым предусматривалось выделение и приведение в оборонительное состояние от воздушного нападения многих городов-пунктов ПВО страны.

4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днём рождения местной противовоздушной обороны – основы будущей системы Гражданской обороны СССР.

Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населённых пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.

Общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам (с 1934 года – Наркомат обороны СССР).

В связи с местным характером деятельности органов управления и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке Вооружённых Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 года, руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.

Суровым испытанием для местной противовоздушной обороны стала Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.

В результате усиления МПВО общая численность личного состава системы МПВО страны к началу 1944 года превышала 6 млн человек. Причём её основу составляли невоенизированные формирования и группы самозащиты.

После окончания Второй мировой войны органы управления, в том числе и Главное управление МПВО НКВД СССР, войска МПВО, невоенизированные формирования были значительно сокращены.

В конце 50-х годов ХХ столетия с появлением ракетно-ядерного оружия встал вопрос об иных, более совершенных, способах и средствах защиты тыла, о более надёжном обеспечении безопасности населения в военное время.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная система – Гражданская оборона СССР.

В начале 70-х годов ХХ столетия несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение «концепция первого обезоруживающего удара». Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности (1000 – 5500 км), размещаемые в Западной Европе. Малое подлётное время (10–12 мин.) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Реально возникла угроза внезапного ядерного нападения на территорию СССР. В этих условиях гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия.

В 1976 году правительством было принято решение о возложении на Гражданскую оборону СССР задачи по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время. На данном этапе развития Гражданской обороны СССР эта проблема определялась как одна из важнейших.

Гражданская оборона СССР в эти годы была одной из лучших подобных систем в мире. Это признавали и вероятные противники. Была создана довольно мощная, со своей строгой организационной структурой, государственная всенародная система.

Однако, опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году и Спитакское землетрясение в Армении в 1988 году показали, что существовавшая Гражданская оборона СССР не готова к решению задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, требовалось принятие ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию и развитию системы гражданской обороны в плане непосредственного решения задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.

Образование государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях началось с создания в 1989 году в структуре Правительства СССР специального органа – Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а затем в декабре 1990 года – Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В 1990 году, в РСФСР был создан Российский корпус спасателей, на правах государственного комитета, преобразованный в 1991 году в Государственный Комитет Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям, а в ноябре 1991 года на его базе был создан Государственный Комитет РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС РСФСР), на который была возложена координация деятельности органов государственного управления РСФСР по защите населения и национального достояния, в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

С этого времени по настоящее время вся деятельность гражданской обороны Российской Федерации, её развитие связана с ГКЧС РСФСР, а затем созданным на его базе Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В апреле 1992 года была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), преобразованная позже в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Все эти годы задачей гражданской обороны, её сил и средств, кроме основной задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, было участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

12 февраля 1998 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О гражданской обороне» (№ 28-ФЗ). Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом.

 

 

 

 

Начальник 121-ПСЧ ФПС

С.В. Иванов