Информационное обеспечение выборов как объект общественного наблюдения

Информационное обеспечение выборов играет определяющую роль в процессе политического самоопределения избирателей. Оно формально делится на две составляющие: информирование избирателей об избирательной кампании (его в основном осуществляют избирательные комиссии, органы государственной и муниципальной власти) и предвыборную агитацию (ее форму и содержание определяют кандидаты и избирательные объединения). Основным средством воздействия на избирателей является целенаправленная агитационная деятельность кандидатов и избирательных объединений.

Поскольку сущностью информационной и агитационной деятельности является воздействие на сознание избирателей, субъективно отражающее действительность, то закон не всегда способен в полной мере эффективно регулировать соответствующие отношения. Это позволяет недобросовестным участникам избирательной кампании использовать юридические нормы вопреки целям законодательства о выборах либо предпринимать попытки обхода требований закона. В то же время правильное понимание и применение права исключительно важно для целей избирательной кампании, поскольку использование противоправных информационных и агитационных приемов и методов воздействия на сознание избирателей, получивших название черных избирательных технологий в процессе информационного обеспечения выборов само по себе способно предопределить итоги голосования, оказать отрицательное воздействие на поведение участников избирательного процесса путем подмены истинных ценностей ложными, искусственными конструкциями, манипулированием общественным сознанием.

Обязательным условием эффективного наблюдения за соблюдением законодательных норм, регламентирующих информационное обеспечение выборов, является свободное, осознанное самоопределение избирателя, подготовленного к интенсивному информационному воздействию со стороны кандидатов, избирательных объединений и иных субъектов агитационной деятельности.