Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа город Шахунья Нижегородской области»

(утвержден распоряжением Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области от 02 октября 2013 года № 74 )

Шахунья

2013 год

 

Содержание:

 

1. Общие положения         

                                                                                         

2. Цели, задачи и основания проведения внешней проверки 

                             

3. Порядок подготовки внешней проверки. Проведение и оформление результатов внешней проверки                                                                                  

 

1. Общие положения

 

1.1.Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении  бюджета городского округа город Шахунья Нижегородской области» (далее – Стандарт) разработан с учетом положений:

  • Бюджетного кодекса Российской Федерации;
  • Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 № 6-ФЗ;

 

  • Положения о бюджетном процессе в городском округе город Шахунья Нижегородской области, утвержденного решением  Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области от 23.11.2012 № 9-1;
  • Положения о контрольно-счетной комиссии Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области от 27.12.2012 № 12-9.

 

1.2.Стандарт разработан для использования членами контрольно-счетной комиссии  Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области (далее – КСК)  в практической работе при организации и проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа город Шахунья  (далее – внешняя проверка) в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета (далее – ГАБС), внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета   городского округа город Шахунья    и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета   городского округа город Шахунья  (далее –  заключение на годовой отчет).

1.3.Целью Стандарта является установление единых организационно-правовых, информационных, методических основ проведения комплекса взаимосвязанных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволяющих подготовить заключение по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета и внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа город Шахунья  на годовой отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и других вышеупомянутых документов.

1.4.Настоящий Стандарт устанавливает:

  • цели, задачи и основания проведения внешней проверки
  • порядок подготовки внешней проверки, проведение и оформление результатов внешней проверки.

 

2.Цели, задачи и основания проведения внешней проверки

 

2.1.Целями внешней проверки являются определение соответствия годового отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности требованиям бюджетного законодательства, оценка достоверности отчетности об исполнении бюджета, выявление возможных нарушений, недостатков и их последствий.

2.2.Основные задачи внешней проверки:

  • проверка соответствия показателей годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС, годового отчета об исполнении бюджета района, требованиям нормативных правовых актов по составу, содержанию и представлению;
  • проверка соответствия плановых показателей, указанных в годовом отчете/бюджетной отчетности ГАБС, годовом отчете об исполнении бюджета городского округа показателям сводной бюджетной росписи, показателям решения представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования (далее – решение о бюджете), с учетом изменений, внесенных в ходе исполнения бюджета;
  • проверка соответствия фактического исполнения бюджета показателям, указанным в годовом отчете/бюджетной отчетности ГАБС, годовом отчете об исполнении бюджета городского округа;
  • проверка соответствия показателей годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС, годового отчета об исполнении бюджета городского окурга данным бюджетного учета;
  • проверка внутренней согласованности годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС, годового отчета об исполнении бюджета городского округа;
  • формирование выводов о наличии/отсутствии фактов неполноты и  недостоверности годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС, годового отчета об исполнении бюджета городского округа, а также фактов, способных негативно повлиять на достоверность годового отчета/бюджетной отчетности ГАБС, годового отчета об исполнении бюджета городского округа.

2.3.Информационной основой (базой) проведения внешней проверки является:

  • нормативные правовые акты, в т.ч. решения о бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период;
  • годовой отчет об исполнении бюджета   городского округа город Шахунья  за отчетный финансовый год с приложением форм отчетности в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция);
  • годовая бюджетная отчетность главных администраторов средств бюджета;
  • иные документы, характеризующие исполнение бюджета.

Информационная база формируется на основании документов органа муниципального образования, представленных в соответствии с запросом КСК. Подготовка запроса осуществляется специалистами КСК.

Необходимый объем информации для представления в КСК определяется до начала проведения внешней проверки.

2.4.Методической основой внешней проверки являются:

  • сравнительный анализ и сопоставление полученных данных годовой бюджетной отчетности ГАБС с показателями, утвержденными решением Совета депутатов городского округа город Шахунья на отчетный финансовый год, сводной бюджетной росписи городского округа и показателями, содержащимися в отчете об исполнении бюджета за отчетный финансовый год;
  • установление соответствия исполнения бюджета городского округа город Шахунья Бюджетному кодексу Российской Федерации, Положению о бюджетном процессе в городском округе город Шахунья  и иным нормативным правовым актам, касающимся бюджета и бюджетного процесса городского округа город Шахунья.

2.5.Основным методологическим принципом является сопоставление информации, полученной по конкретным видам доходов, направлениям расходования средств муниципального бюджета, с данными, содержащимися в аналитических, отчетных и иных документах проверяемых объектов. В целях определения эффективности использования средств муниципального бюджета возможно сопоставление данных за ряд лет.

 

3. Порядок подготовки внешней проверки. Проведение и оформление результатов внешней проверки

 

3.1.Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского  округа ежегодно включается в годовой план работы контрольно-счетной комиссии.

3.2.Распоряжение о проведении и программа внешней проверки разрабатываются и утверждаются в соответствии с Положением контрольно-счетной комиссии.

3.3.К основным вопросам внешней проверки отчетности ГАБС относятся:

  • установление полноты бюджетной отчетности ГАБС и ее соответствия требованиям нормативных правовых актов, которая подразумевает анализ представленной к проверке отчетности ГАБС по составу и содержанию (перечню отраженных в ней показателей);
  • установление достоверности показателей бюджетной отчетности ГАБС, которая подразумевает внутреннюю согласованность соответствующих форм отчетности (соблюдение контрольных соотношений), соответствие показателей бюджетной отчетности по доходам и расходам соответствующим показателям, утвержденным решением о бюджете. Целевой характер использования бюджетных средств может быть определен путем сопоставления правильности отнесения расходов на соответствующие статьи затрат.

3.4.При проверке полноты отчетности проверяется наличие всех форм бюджетной отчетности, установленных Инструкцией.

3.5.Проводится анализ неисполненных назначений по ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств, устанавливаются причины не исполнения.

3.6.В ходе внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа город Шахунья осуществляются следующие мероприятия:

1)Оценка соблюдения требований Бюджетного Кодекса РФ при составлении отчета об исполнении бюджета городского округа по составу и содержанию (перечню отраженных в нем показателей).

2) Оценка фактического исполнения бюджета по:

        а)доходам из всех источников, а именно:

  • общий анализ налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений муниципального бюджета;
  • полноту отражения в доходах муниципального бюджета средств, которые в соответствии с действующим законодательством должны отражаться в доходах муниципального бюджета;
  • анализ внесения изменений в объемы доходной части в ходе исполнения муниципального бюджета;
  • соответствие фактического поступления доходов муниципального бюджета запланированным объемам в решении о бюджете, уровень исполнения, причины отклонения.

       б) расходным обязательствам муниципального бюджета по классификации расходов, а также ведомственной структуре расходов муниципального бюджета, в том числе расходным обязательствам на ведомственные и долгосрочные целевые программы, а именно:

  • анализ объема и структуры кассовых расходов по обязательствам муниципального бюджета, в том числе доли расходов бюджета, формируемая в рамках ведомственных и долгосрочных целевых программ, в общем объеме расходов бюджета.

        в) источникам финансирования дефицита бюджета, а именно:

  • анализ объема и структуры источников финансирования дефицита бюджета, соблюдение по итогам исполнения бюджета требований Бюджетного кодекса РФ к предельному объему дефицита местного бюджета;
  • объем и структура муниципального долга, соблюдения по итогам исполнения бюджета его верхнего предела;
  • объемы обслуживания и погашения муниципального долга, их соответствие показателям, утвержденным в решении о бюджете;
  • достоверность учета операций по формированию, обслуживанию и погашению муниципального долга;
  • целевое использование кредитов, наличие остатка задолженности по кредитам.

3.7.Результаты внешней проверки оформляются в соответствии с Положением контрольно-счетной комиссии Совета депутатов городского округа город Шахунья.

3.8.На основании внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа город Шахунья и с учётом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств готовится заключение по итогам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа город Шахунья Нижегородской области за отчетный финансовый год путем проведения экспертно-аналитической работы. Экспертно-аналитическая работа осуществляется в следующих направлениях:

  • общая характеристика исполнения бюджета;
  • анализ исполнения доходной части бюджета;
  • анализ исполнения расходной части бюджета;
  • анализ дефицита (профицита) бюджета и источников его финансирования;
  • анализ отчета о расходовании средств резервного фонда;
  • анализ информации о предоставлении и погашении бюджетных кредитов;
  • анализ информации о выполнении программы муниципальных внутренних заимствований;
  • анализ информации о выполнении программы муниципальных гарантий.

3.8.1.Общая характеристика исполнения бюджета предполагает оценку исполнения бюджета по сравнению с утвержденными показателям решения о бюджете, с учетом изменений, внесенных в ходе исполнения бюджета.

3.8.2.Анализ исполнения доходной части бюджета заключается в оценке исполнения показателей доходной части бюджета по отношению к уточненным показателям.

3.8.3.Анализ исполнения расходной части бюджета заключается в оценке исполнения бюджета по расходам по отношению к уточненным показателям. Анализируется исполнение расходной части муниципального бюджета в разрезе разделов и подразделов классификации расходов. При анализе исполнения расходной части муниципального бюджета следует учитывать расходы на предоставление межбюджетных трансфертов, относимые на все подразделы в соответствии с отраслевой принадлежностью.

3.8.4.При анализе дефицита (профицита) бюджета и источников его финансирования следует оценить соответствие:

  • предельного значения дефицита (профицита) бюджета требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации;
  • фактического размера дефицита, источников его покрытия, принятым в решении о бюджете.

3.8.5.В ходе анализа отчетности о расходовании средств резервного  фонда проверяется:

  • наличие положения о резервном фонде;
  • соответствие положения о резервном фонде требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации;
  • соответствие фактического использования средств фонда положению о резервном фонде.

3.8.6.В ходе анализа информации о предоставлении и погашении бюджетных кредитов проверяется соблюдение норм и требований бюджетного законодательства Российской Федерации и других нормативных актов о предоставлении бюджетного кредита муниципальному образованию на основании договора на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующим решением о бюджете.

Следует также проверить:

  • обоснованность предоставления бюджетных кредитов, полноту и своевременность их поступления;
  • реализацию мер, принимаемых по своевременному возврату бюджетных кредитов и недопущению нарушений в их использовании.

3.8.7.Анализ информации о выполнении программы муниципальных внутренних заимствований предполагает проверку соблюдения требований Бюджетного кодекса РФ к предельному объему муниципальных заимствований, к предельному объему муниципального долга, к предельному объему расходов на обслуживание муниципального долга.

3.8.8.Анализ информации о выполнении программы муниципальных гарантий предусматривает проверку выполнения требований бюджетного законодательства и решения о бюджете, в части:

  • предоставления гарантий;
  • объема гарантий по каждому направлению (цели) и объема бюджетных ассигнований на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям.

3.9.Заключение по итогам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа город Шахунья за отчетный год также содержит выводы по основным направлениям анализа и предложения (при их наличии).